Лотман Юр. Мих.


Лотман Юр. Мих.

ЛО́ТМАН Юр. Мих. (1922—94) — выдающийся лит-вед, семиотик, культуролог. Род. в семье петрогр. интеллигентов (отец — юрист, мать — врач). В 1939 Л. поступает на филологич. ф-т Ленингр. ун-та. Образование было прервано начавшейся в 1941 войной. Артиллерийский полк, в к-ром служил Л. сначала солдатом, затем сержантом, прошел до Берлина. С 1946 по 1950 продолжил учебу в ун-те. В 1949 опубл. свою первую научную работу, а в ее составе считавшуюся утрач. рукопись, посв. раннедекабристской орг-ции. После окончания ун-та научная и преподават. деят-ность Л. связана с г. Тарту (Эстония), где он работает сначала в Учительском ин-те (ныне Учительская семинария), а с 1954 в Тартуском ун-те на кафедре рус. лит. сперва в должности доцента, в 1960—77 зав. кафедрой, с 1963 — проф. В 1951 он защищает канд. дисс, подготовл. еще в студенч. годы, о творч. Н. Карамзина и А. Радищева, а в 1961 докт. дисс. — глубочайшее иссл. о рус. лит-ре преддекабристского периода. В 1958 Л. публ. обширную монографию о А. Кайсарове, бывшем в нач. 19 в. одним из первых преподавателей рус. яз. и словесности в Тартуском ун-те; кн. была написана в значит. мере на осн. архивных разысканий. В круг иссл. Л. входят как ключевые фигуры ист.-лит. процесса, так и контекст рус. и зап.-европ. культур. Выделяются и "вечные спутники" ученого — Радищев, Карамзин, А. Пушкин, декабристы. Между иссл. "трудов и дней" Карамзина (хронологически оно охватывает период с 1957 по 1990) стоят научное издание "Писем русского путешественника" (1984) и монография "Становление Карамзина" (1987). Первая крупная работа о Пушкине датирована 1960, последняя — 1990, а между ними знаменитая "трилогия" о поэте, исполненная на высоком научном уровне и одновременно просветит. по духу: "Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин”. Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста" (1975), "Роман Пушкина “Евгений Онеги”. Комментарий" (1980), "А. С. Пушкин. Биография писателя" (1981, за к-рую Л. удостоился медали от Мин-ва просвещения Эстонии и лит. премии). К нач. 60-х гг. относится расширение методологич. базы научных иссл. Л. — в сферу его изучения входят семиотика и культурология. Одна из первых работ этого цикла иссл.: "О разграничении лингвистического и литературоведческого понятия структуры" (Вопр. языкознания. 1963. № 3). Научные контакты и собств. иссл. позволили Л. и его единомышленникам организовать в Тарту беспрецедентные по науч. уровню Летние школы по проблемам семиотики (1964, 1966, 1968, 1970, 1974), а также наладить выпуск серии уч. записок "Труды по знаковым системам". Л. — создатель тартуской школы семиотики, один из краеугольных камней к-рой — фундамент. положение о культуре как "совокупности всей ненаследственной информации и способах ее организации и хранения" (Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. Вып. 1). Л. удалось в непростое для науки время обеспечить преемственность научных иссл. С одной стороны, он развивал традиции науч. школы, заложенные еще в стенах ун-та учителями Л. (Н. Мордовченко, Г. Гуковский, А. Рифтин, М. Азадовский и др.), с другой — стремился привлечь к участию в "Трудах" виднейших отечеств. ученых, напр. М. Бахтина и В. Проппа. Иссл. тартуской школы семиотики были высоко оценены зарубежными учеными — Р. Якобсоном, К. Тарановским, К. Леви-Стросом, У. Эко и др. Поч. чл. Британской академии (1977), Амер. лингвистич. об-ва, акад. Норвежской и Шведской академий, чл. мн. междунар. науч. об-в, вице-президент Междунар. ассоциации семиотики, чл. редколлегий ж. "Semiotica" (Париж) и "Poetica" (Амстердам).

Соч.: Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992—93.

Лит.: Гаспаров Б. М. Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен // Wiener Slavistischer Almanach. Wien, 1989. Bd. 23. С. 7—21.

Ю. М. Лотман

Ю. М. Лотман

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Смотреть что такое "Лотман Юр. Мих." в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.